«Формирование благоприятного социально –
психологического климата в классном коллективе учащихся и родителей».
Важным
показателем психологически компетентного педагога является создание
благоприятного социально – психологического климата в классе.
Самые
актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются если разумно
организовать жизнедеятельность ученического коллектива. Ведь в сплочённом
детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия,
группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при
создании благоприятного социально-психологического климата в классе.
Воспитывая
коллектив и используя его в формировании коллективных норм поведения и
отношений, нельзя забывать и об индивидуальном развитии каждого ребёнка.
Коллектив – мощный инструмент воспитания, настолько мощный, что он вполне
способен подавлять индивидуальность. Этого не случится, если
социально-психологический климат в коллективе не мешает, а благоприятствует
проявлениям индивидуальности каждого ребёнка.
Современный
педагог, для создания благоприятного социально-психологического климата в
коллективе должен обладать:
-
знаниями об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях,
сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках;
-
знаниями в области процессов общения, происходящих в классе целом, микрогруппах
и в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых
педагогических результатов;
-
знаниями об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному
самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной
личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого
себя, чтобы повысить качество своего труд
Социально-психологический
климат, по мнению Е.С. Кузьмина, А.Г. Ковалёва, А.Н. Лутошкина и др.,
представляет собой особую систему
эмоциональных состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между
его членами.
В
понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:
Первая
климатическая зона – социальный климат, который
определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи
деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и
обязанностей его членов.
Вторая
климатическая зона – моральный климат,
который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются
принятыми.
Третья
климатическая зона – психологический климат,
т. е. неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися
в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат –
это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и
социального.
Формирование
хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии
школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний,
волнений, отношений друг с другом.
По
наблюдениям за учениками класса можно определить, что некоторые ученики не
всегда чувствуют себя комфортно (в силу возраста, характера) и необходимо их
включение в «жизнь класса» для проявления способностей детей,
избавления от замкнутости, стеснительности. Благоприятный психологический
климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и
полноценному развитию его личности, является важным компонентом педагогической
работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах
люди представляют особую ценность для современного общества.
Нездоровый
психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём,
так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Перегрузка учащихся
учебным материалом, классов – учащимися, учителей – работой и дополнительными
нагрузками – все это порождает напряженность и способствует возникновению
конфликтов.
Способы
формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам
формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив
представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных
целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и
устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны,
отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами
коллектива.
Знание
о способах формирования психологического климата и управления коллективом
является необходимым для учителя. Именно ему наиболее подвластны механизмы
управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз
ответственности за качество психологического климата.
Также,
к условиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический
климат в детском коллективе, хочу отнести следующие:
·
Личностные качества педагога
(открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность,
коммуникабельность, креативность).
·
Профессиональные качества педагога
(теоретическая и методическая вооружённость).
·
Ориентация педагога на эмоциональный
комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной
подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный
психологический климат.
Исходя
из наблюдений за учащимися класса, из прочитанной литературы по данной проблеме
следует выделить эффективные способы формирования учителем психологического
климата:
·
Включение в жизнедеятельность класса
различных видов искусства.
·
Использование игры.
·
Формирование общих традиций.
·
Создание ситуаций коллективного
сопереживания значимых событий.
·
Стремление к эмоциональному
включению в жизнь класса каждого ребенка.
·
Наличие активной позиции
педагога по отношению к классному коллективу.
·
Привнесение общечеловеческих
ценностей в жизнь классного коллектива.
Существует
не менее важная сторона жизнедеятельности класса, его психологического климата,
которая почти целиком определяются руководителем - умение учителя правильно
строить свои взаимоотношения с учащимися. Для этого:
-
необходимо учитывать индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость,
молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его
отношение к вам.
-
нужно уметь выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного
состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения.
Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
-
относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того,
что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать
административные права.
-
старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает.
Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и
тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует
плохому отношению к ним всего класса.
-
критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к
людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства,
говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся, относитесь
справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не
переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры.
Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать
положительный психологический климат в коллективе.
Важность психологического
климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной
профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и
управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми
необходимыми для этого знаниями.