«Ақмола облысы білім басқармасының Шортанды  ауданы бойынша білім бөлімі Қара - Адыр бекетінің негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя  школа станции Кара – Адыр отдела образования по Шортандинскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

ДОКЛАД на МО классных руководителей на тему: «Формирование благоприятного социального психологического климата в классном коллективе учащихся и родителей»

12.12.2017

«Формирование благоприятного социально –

психологического климата в классном коллективе учащихся и родителей».

 

 

Важным

показателем психологически компетентного педагога является создание

благоприятного социально – психологического климата в классе.

Самые

актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются если разумно

организовать жизнедеятельность ученического коллектива. Ведь в сплочённом

детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия,

группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при

создании благоприятного социально-психологического климата в классе.

Воспитывая

коллектив и используя его в формировании коллективных норм поведения и

отношений, нельзя забывать и об индивидуальном развитии каждого ребёнка.

Коллектив – мощный инструмент воспитания, настолько мощный, что он вполне

способен подавлять индивидуальность. Этого не случится, если

социально-психологический климат в коллективе не мешает, а благоприятствует

проявлениям индивидуальности каждого ребёнка.

Современный

педагог, для создания благоприятного социально-психологического климата в

коллективе должен обладать:

 -

знаниями об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях,

сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках;

-

знаниями в области процессов общения, происходящих в классе целом, микрогруппах

и в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых

педагогических результатов;

-

знаниями об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному

самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной

личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого

себя, чтобы повысить качество своего труд

Социально-психологический

климат, по мнению Е.С. Кузьмина, А.Г. Ковалёва, А.Н. Лутошкина и др.,

представляет собой особую систему

эмоциональных состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между

его членами.

 В

понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

Первая

климатическая зона – социальный климат, который

определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи

деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и

обязанностей его членов.

Вторая

климатическая зона – моральный климат,

который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются

принятыми.

Третья

климатическая зона – психологический климат,

т. е. неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися

в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат –

это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и

социального.

Формирование

хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии

школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний,

волнений, отношений друг с другом.

По

наблюдениям за учениками класса можно определить, что некоторые ученики не

всегда чувствуют себя комфортно (в силу возраста, характера) и необходимо их

включение в «жизнь  класса» для проявления способностей детей,

избавления от замкнутости, стеснительности. Благоприятный психологический

климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и

полноценному развитию его личности, является важным компонентом педагогической

работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах

люди представляют особую ценность для современного общества.

 Нездоровый

психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём,

так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Перегрузка учащихся

учебным материалом, классов – учащимися, учителей – работой и дополнительными

нагрузками – все это порождает напряженность и способствует возникновению

конфликтов.

 Способы

формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам

формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив

представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных

целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и

устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны,

отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами

коллектива.

Знание

о способах формирования психологического климата и управления коллективом

является необходимым для учителя. Именно ему наиболее подвластны механизмы

управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз

ответственности за качество психологического климата.

Также,

к условиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический

климат в детском коллективе, хочу отнести следующие:

·                   

Личностные качества педагога

(открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность,

коммуникабельность, креативность).

·                   

Профессиональные качества педагога

(теоретическая и методическая вооружённость).

·                   

Ориентация педагога на эмоциональный

комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной

подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный

психологический климат.

Исходя

из наблюдений за учащимися класса, из прочитанной литературы по данной проблеме

следует выделить эффективные способы формирования учителем психологического

климата:

 

·        

Включение в жизнедеятельность класса

различных видов искусства.

·        

Использование игры.

·        

Формирование общих традиций.

·        

Создание ситуаций коллективного

сопереживания значимых событий.

·        

Стремление к эмоциональному

включению в жизнь класса каждого ребенка.

·        

Наличие активной позиции

педагога по отношению к классному коллективу.

·        

Привнесение общечеловеческих

ценностей в жизнь классного коллектива.

 

Существует

не менее важная сторона жизнедеятельности класса, его психологического климата,

которая почти целиком определяются руководителем - умение учителя правильно

строить свои взаимоотношения с учащимися. Для этого:

-

необходимо учитывать индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость,

молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его

отношение к вам.

-

нужно уметь выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного

состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения.

Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.

-

относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того,

что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать

административные права.

-

старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает.

Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и

тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует

плохому отношению к ним всего класса.

-

критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к

людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства,

говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся, относитесь

справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не

переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры.

Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать

положительный психологический климат в коллективе.

 Важность психологического

климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной

профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и

управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми

необходимыми для этого знаниями.

 

Просмотров: 789


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст